ВЛЮБЛЁННЫЙ В ТЕАТР

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

К выходу книги Миерхая Мошеева «Театр – зеркало жизни», Нью-Йорк, 2018, стр.266.

Прожив почти четверть века в США, каждый день не устаю восхищаться совершенно непостижимому заряду жизнестойкости, настойчивости, стремлению к успеху, поразительной способности к преодолению трудностей, которыми оказался столь щедро награжден наш небольшой этнос в условиях американской эмиграции. Что не судьба – так буквально шквал, не побоюсь этого сравнения, личного героизма, когда поставленная цель берётся, если необходимо, штурмом, независимо ни от степени её сложности, затрат физического труда и нравственных испытаний. Но и результаты на лицо: наша эмиграция на рубеже двух столетий и по форме, и по содержанию оказалась на редкость удачной и результативной во всех областях, включая деятельность творческой интеллигенции.

Подчёркиваю этот факт в связи с выходом в свет очередной шестой книги нашего глубокоуважаемого драматурга, режиссёра, педагога, актёра, руководителя творческих театральных коллективов, не только в бывшем Союзе, но и в США, создавшего на американской земле новое направление в театроведческой деятельности – этнический театр бухарских евреев – театр переживания. Обобщая свой богатейший творческий опыт, в частности, за сорок лет американской жизни, М.Мошеев опубликовал огромное количество статей, в которых нашла отражение его колоссальная театроведческая и режиссерская деятельности в условиях иммиграции, оставляющая глубокую борозду в богатейшем культурном наследии нашего этноса.

Ну что ж, воскликнет наш иной требовательный читатель. М.Мошеев – один из профессионалов в сфере театроведения и занимается положенной ему творческой деятельностью. Что же в этом героического?

Дело в том, что, будучи влюбленным в дело всей своей жизни, наш герой, оказавшись в США, был обязан, прежде всего, думать о хлебе насущном, о семье, о её достойной жизни. Честь ему и хвала: обладаяя золотыми руками, как и тысячи наших соплеменников, он совместно с сыном открывает в одном из рискованных районов Бруклина сапожный бизнес, давший ему возможность, зарабатывая ежедневно свежую копейку, твердо встать на ноги на американской почве. Одиссея этой страницы жизни нашего глубокоуважаемого Миерхая-ака требует специального описания, к чему мы неприменно при первом же удобном случае вернёмся.

Пока что бизнес днём, натруженные, не разгибающиеся пальцы к концу рабочей смены, а вечером, о благоденствие, письменный стол, репетиции, всё то чем жил наш герой, с молоду влюбленный в театральную жизнь. По сей день, достигнув почтенного возраста, когда многие люди, упоённые заслугами промелькнувшей жизни, уходят на заслуженный отдых, пользуясь благами прошлого труда, наш герой не только не сбавляет темпов усердия в плодоносных грядках своего вечного увлечения, но и нескончаемо строит планы на будущее. Дай Б-г Вам здоровья и благополучия рядом с Вашей вечной музой, соратницей, исполнительницей ведущих ролей в созданных Вами коллективах, другом, супругой – Марией. Ваш союз редкий и по продолжительности, и по силе близости, что опять-таки заслуживает отдельного разговора.

Ваш последний труд можно без малейшей натяжки отнести к энциклопедии не только становления и развития, триумфа и побед театрального искусства бухарских евреев, но и таджикского, и узбекского. Если сегодня Ваши статьи и книги представить на рассмотрение ученого Совета при высшем учебном заведении или в системе Академии наук, вне всяких сомнений, Вам будет триумфально присуждено ученое звание «Профессора» по совокупности опубликованных научных работ и многолетнему опыту педагогической и режиссерской деятельности.

Изначально хочу особо заметить, что по факту содержания последней книги М.Мошеев должен быть отнесён к числу наиболее плодоносных, скрупулёзных и методологически подготовленных летописцев истории узбекского, таджикского и бухарского театрального искусства за минувшее семидесятилетие. Лишь огромные временные границы этого исследования, колоссальный по объёмам осмысленный фактический материал, положенный в его основу, – это результат титанического многолетнего труда.

Если к тому же учесть, что каждый факт сопровождается аналитическим материалом, профессионально оценивающим достоинства, а где необходимо и упущения работы того или иного творческого коллектива, включая многие персоналии, то невозможно отделаться от ощущения, что М. Мошеев либо являлся участником очередной премьеры, либо режиссёром, либо, в, крайнем случае, находился за кулисами. Настолько органично и убедительно автор предлагает свои трактовки происходящих действий и событий, не упуская при этом из поля зрения многие тонкости игры артистов, режиссерские находки, свои представления о возможных вариантах решения тех или иных происходящих на сцене коллизий.

Чувствуется, что каждое подобное предложение профессионала это не плод досужих размышлений, а результат осмысления М.Мошеевым всей фабулы событий спектакля, актерских находок, каждая из которых строго адресна и персональна. Благодаря этому, автор сумел отдать должное огромному числу артистов, режиссерам, прославлявшим многие десятилетия национальное театральное искусство Узбекистана, Таджикистана, органической частью которого является творчество бухарских евреев.

Мне думается, что рецензируемая мною книга вызовет сегодня живой неподдельный интерес среди специалистов театроведов, да и руководства обоих упомянутых республик, поскольку проходящая на её страницах галлерея великих национальных деятелей искусства – это яркое свидетельство огромного культурного богатства, которым обладают коренные народы этих стран, что не может не вызывать чувство гордости у всех тех, кто связан с историей этой замечательной земли.

Следует заметить, что М.Мошеев, будучи чрезвычайно последовательным исследователем, не упустил из поля своих интересов и достижения русских драматических коллективов Таджикистана, включая столичный театр им. В.Маяковского, а также Хорогский им. А.Рудаки, Ленинабадский им. А.С.Пушкина и даже периферийные колллективы республики.

Придерживаясь комплексного принципа оценки и анализа выдвинутых проблем, М.Мошеев уделил большое внимание такой малоисследованной проблеме, как становление и развитие театрального творчества бухарских евреев в условиях эмиграции на земле Израиля и США. Будучи режиссером, драматургом и артистом от Б-га, наш автор знает данную проблематику не понаслышке, а изнутри, видя, чувствуя, критически осмысливая, сопереживая и радуясь каждому успеху этого зародившегося нового явления в принципиально необычных условиях, когда помимо творческого успеха необходимо обеспечить и коммерческое выживание, что весьма и весьма непросто.

Здесь, мне думается, М.Мошеев один из первых предпринял попытку дать синтетический обзор и оценку всех без исключения коллективов, заявивших о себе на подмостках сцены в течение последних 30-40 лет как в Израиле, так и в США. Причем, речь идёт, прежде всего, о проблемах, о сильных и слабых сторонах этих коллективов. И если иметь в виду, что это мнение звучит из уст высокого профессионала, испытавшего себя и на педагогическом, и на театральном поприще, то можно не сомневаться в одном: его позиция, как человека сопереживающего, находящегося внутри темы, крайне актуальна и бесспорно имеет очень важное прикладное значение.

Меирхай-ака, будучи человеком чрезвычайно уважительным и знающим цену актерскому мастерству, отдал дань огромного уважения и признательности многим выдающимся деятелем театрального искусства бухарских евреев, навечно увековечив их имена в истории славы нашего этноса.

Отрадно отметить, что помимо богатейшей фактологической базы книга насыщена свежими и очень уместными теоретическими суждениями автора, в частности, о сущности и методологическом содержании понятия «театр переживания», применительно, в частности, к опыту театра-студии бухарских евреев Америки М.Мошеева.

Подводя черту под нашим скромным экскурсом в творческую лабораторию Меирхая Мошеева, следует с большим удовлетворением констатировать, что ему органично свойственно стремление к удивительной добросовестности и скрупулёзности, замешанных на природном таланте, при постановке и решении тех творческих проблем, которые он перед собой ставил и ставит ныне, как человек влюблённый в театр и всё то, что с ним связано. Люди подобного полёта не только купаются в любви своего избранного дела, оставляют неизгладимый след в истории, но и прославляют свой народ.

Велиям Кандинов