![]()
![]()
Остаётся самая малость: лишь домыслить, какова конкретика этой философии. При том, что речь должна идти именно об «успешности», но никак не об «успехе», поскольку второе понятие есть лишь одна из сторон первого, которое включает в себя не только абсолютную профессиональную высоту достижений, но и здоровье, личную жизнь и многое другое. Иными словами, «успешность» многолика и многогранна, тогда как «успех» - лишь одна из её сторон.
Тут же не может не возникнуть вопрос: какой характер обеспечил триумф нашей героини, её успешность по жизни, благодаря каким основным чертам своей природы, врождённым либо приобретённым, д-р Зоя смогла подняться в нелёгких условиях, особенно иммиграции, на высокую социальную ступень? Причём в ситуации, когда судьба была далеко не всегда благосклонна, порой ставя тяжкие препоны, особенно в моменты самых сложных испытаний, как бы проверяя физическую готовность и моральную состоятельность пред вынесением окончательного вердикта: «Иди, действуй, пользуйся Моим расположением, твоя взяла!» Впрочем, кто из нас не оказывался лицом к лицу в аналогичном положении, да не раз – дело лишь за временем, но при разности конечных результатов.
К чему всё это, ради чего и во имя чего мы ставим целую цепь этих непростых вопросов? Цель очевидна: попытаться в который раз уяснить, опираясь на опыт человека неординарной судьбы, для которой жизнь действительно оказалась далеко не банальной прогулкой по полю, а уж точно длительной дорогой, когда на смену тёплому ласковому солнышку в лицо бил холодный неприветливый дождь, сопровождаемый промозглыми порывами ветра.
Суть этого сложного нелицеприятного вызова со стороны самых различных судьбоносных сил, возникающих перед обликом практически каждой персоны, стремящейся к самоутверждению, мне думается, никто так ярко не выразил, как римский мыслитель и государственный деятель древности Сенека, аж более двух тысячелетий назад. «Жизнь – вещь грубая, - прозорливо утверждал он. - Ты вышел в долгий путь, - значит, где-нибудь и поскользнёшься, и получишь пинок, и упадёшь, и устанешь, и воскликнешь «умереть бы!» - и, стало быть, солжёшь». Не правда ли, дорогой читатель, на лицо сложный алгоритм людского бытия, хотя и в миниатюре, но без прикрас, так, как оно есть. Дело лишь за временем, за подчас нежданно-негаданно складывающимися обстоятельствами.
Но как выстоять в этом нахлынувшем зачастую малоожидаемом потоке сомнений, тревог, налетевших с разных сторон с намерением пригнуть тебя к земле, склонить и, как результат, потерять уверенность в завтрашнем дне. Тысяча самых разных вариантов при одной общей сути: конечный результат во многом зависит от него родимого – характера, насколько он способен воспротивиться негативным обстоятельствам, уловить и воспользоваться позитивными веяниями и приспособиться к тем, что несопоставимы с твоими желаниями и интересами.
Это общая, во многом универсальная и неподвластная человеку часть схемы развития социальной жизни, которую д-р Зоя, судя по всему, сумела уловить загодя и обратить по возможности в свою пользу, либо, в крайнем случае, найти с ней приемлемый компромисс. Условие одно: также, как нежелательно ожидать благоприятной погоды у берегов капризного моря, нецелесообразно зацикливаться на вероятном появлении более приемлемых внешних обстоятельств для достижения каких-то личных, тем более судьбоносных целей. Смею утверждать, что наша д-р Зоя, прочувствовав не раз всю непокорность бытия, строго придерживается правила: незачем уповать на волю благоприятного случая, его просто-напросто следует создавать самой, пестуя самолично более желательные обстоятельства.
Согласитесь, дорогой читатель, задача не из лёгких. Но каждый из нас, ступая на тропу жизни с её массой повседневных тестов, перманентного выбора и принятия решений, ищет более оптимальные и приемлемые пути, отдавая себе отчёт в нелицеприятности житейских испытаний, далеко не всегда щадящих и склонных к милосердию. Самым надёжным инструментом в этом вечном состязании с внешними обстоятельствами и собственными личностными устремлениями человека выступает его характер и чёткие представления о конечных целях, их вероятных результатах и возможных издержках.
Что же это за такой чрезвычайно важный и ответственный феномен, на который природа возложила столь судьбоносную миссию, вложив тем самым в её руки и настоящее, и будущее каждого из нас, успех или прозябание, торжество или фиаско, неиссякаемые возможности самоутверждения, а следом общественного признания или ни то, ни се?
Воспользуемся сведениями электронной энциклопедии «Википедии», утверждающей, что под характером подразумевается «структура стойких, сравнительно постоянных психологических свойств, определённых особенностей отношений и поведения личности… Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни». Насколько важны данные срезы существующих представлений в прогнозировании возможных поступков персоны и их последствий, свидетельствует факт наличия специальной науки - характерологии, помимо которой имеется ещё одно специфическое направление под названием дифференциальная психология, специализирующееся на исследовании различий между теми или иными типами характеров. А их тысячи, бесчисленное множество.
Вникая в эти детали, рассчитываем лучше понять тонкости души нашей героини, надеясь, что кому-то её опыт может показаться полезным, хотя перенять его скорей всего непросто, ведь он очень индивидуален и прописан Творцом строго персонально.
Врачи по призванию, по образу мышления, всеобъемлющему состоянию души, т.е. подлинные, от Б-га, интуитивно, по наитию живущие согласно клятве Гиппократа, – это особая, неповторимая, единственная в своём роде каста человечества. Ведь конкретика каждого из тысячи возможных диагнозов, их достоверность, а значит и судьба человека обложены массой самых различных обстоятельств, пронизывающих его образ жизни. Не разобравшись в них, не определив особенности взаимозависимости между ними, врач не застрахован от ошибок, даже при наличии самого совершенного современного оборудования.
Имея это в виду, некий не лишённый прозорливости мыслитель констатировал ещё пару веков назад, что «никакой искусный и гениальный врач не возьмётся лечить болезнь до тех пор, пока не узнает весь ход её и все излучины сопровождавших её обстоятельств». Согласитесь, что в наше более чем стремительно растворяющееся время, особенно в пылу занятости и увлечённости, когда доллар стал главным мерилом успешности человека, столь ответственная миссия, ложащаяся на доктора, отягощена многими моральными обстоятельствами. Притом, что статистика пестрит массой свидетельств о т.н. «лишних» и ничем неоправданных хирургических вмешательствах, «ненужных» фармакологических препаратах, поспешных недостоверных диагнозах с летальными исходами, за которыми опять-таки во весь рост маячит доллар, нещадно обременённый нашим меркантильным веком.
Степень защищённости доктора, представителя этой в высшей степени избранной, во истину святой и гуманной профессии, от соблазнов «длинного» доллара, нещадных возможностей удовлетворения неимоверно широкого безгранного спектора нынешнего потребительского насилия, зависит от множества самых различных факторов.
Забегая несколько вперёд, замечу, что, на наш взгляд, по жизни успешен, счастлив и самодостаточен тот, кто изначально строго и внутренне убеждённо, на уровне подсознания, ориентируется на три несущие заповеди-конструкции иудаизма. Во-первых, неизменная признательность Создателю за то, что удалось добиться своим трудом. Это спасает человека от неблагодарной манеры постоянно оглядываться по сторонам и выискивать тех, кому якобы «лучше» и «вольготней» живётся, у кого всего больше и престижней. Проще говоря, спасает от давящего и унижающего чувства зависти, загоняющего человека в духовную и физическую яму.
Моя героиня в процессе нашего общения как-то ненароком заметила: «Вы знаете, меня всегда вполне удовлетворяло то, что удавалось заработать и в той стране, откуда мы родом, и тем более в Америке. При всей вечной напряжённости рабочего распорядка он скорей всего воспринимался мною не в качестве тяжкой обузы, а как разновидность увлекательного времяпровождения». Признаемся: это и есть нечто особенное, словно огромное и всепоглощающее личное счастье, когда труд в радость, а стало быть, и в неминуемую удовлетворённость его материальными, а следом и моральными результатами. Именно это и есть великое ощущение успешности.
Во-вторых, люди подобной категории чаще оказываются в числе дающих, что автоматически возносит их на престижную ступень общественного признания и успешности. Неслучайно одно из самых ценимых в бухарской среде пожеланий звучит как неизменно многообещающее и перспективное: «Илоим шумо аз тарафи медадоги бошет» («Дай Б-г, чтобы Вы всегда были в числе дающих»). Следовательно, успешных и состоятельных, уверенных в себе и завтрашнем дне.
И, третья, последняя и наиболее, на наш взгляд, весомая заповедь: родимый язык всегда, без исключений, должен находиться под эгидой головы, её контролем, но никак не наоборот, во избежание тяжких, а порой и необратимых последствий. Д-р Зоя, в данной части мой твёрдый и преданный союзник, поскольку опора на триумвират этих неразделимых еврейских ценностей служит надёжной гарантией уверенного и осмотрительного движения по жизни к намеченным целям в атмосфере добродетели и любви не только к ближним.
Всё это отнюдь не означает, что остальные более чем 600 заповедей Святого писания менее значимы. Просто выделенные нами с особой рельефностью способствуют не только душевному облагораживанию человека, но и его физическому здоровью. Ведь зависть и «язык без костей» - самые распространённые источники людских бед и различных страданий. Как здесь не вспомнить великого француза Мольера, утверждавшего: «Завистники умрут, но зависть – никогда!»
Д-р Зоя, будучи, как и любая иная персона, органической частью систем «человек – Творец» и «человек – человек» успела сполна вкусить блаженную чашу, порождаемую её объективной приверженностью к трём выделенным нами судьбоносным заповедям Святого писания, способствующим жить в согласии не только с самим собой, но и в условиях нашего весьма непростого времени, насыщенного стрессами и прочими разноликими сложностями.
Люди порой сетуют: «Неужели Творец, обладая всей полнотой власти над сконструированным Им мирозданием, не смог определить его более щадящим и терпимым? Без массы всех тех физических и нравственных испытаний, что постоянно поджидают человека на каждом шагу, вынуждая неизменно находиться в состоянии перманентного выбора и принятия судьбоносных решений, порой вводящих не только в плоскость благоденствия, но и больно ранящих, и низвергающих надежды человека».
Иного быть не может, ибо это сугубо единичный возможный проект, рассчитанный и реализованный Творцом на базе вечного единства и борьбы противоположностей как источника развития. В противном случае вне данного синхронного и неумолимого противостояния между противоположностями, из которых изначально соткано наше мироздание, оно бы моментально задохнулось в атмосфере своего предполагаемого единообразия. Что касается принимаемых человеком решений, порой не только великих и судьбоносных с позиций общественного прогресса, но и необратимых, а также плачевных, включая трагические, то, по замыслу Творца, во имя предотвращения подобных срывов и промахов человек располагает уникальным навигатором в образе Святого Писания. Такова вкратце конкретика философии, принятой нашей героиней, с которой она идёт по жизни.
Если иметь в виду, что каждый человек приходит в наш мир с особой миссией, то д-р Зоя изначально, априори родилась «в рубашке». C раннего возраста её чувствительный детский мир, к счастью, не мог не наблюдать всю великую меру любви, взаимной привязанности и дружбы, которые напрочно установились между её родителями, что послужило самым верным средством вечной искренности между старшим и младшим поколениями. Сегодня психотерапевтами и психологами установлен факт, согласно которому степень близости между отцом и детьми, особенно взрослыми, в огромной мере зависит от того, насколько папа проявляет свою любовь и преданность в отношении их мамы. Которая, в свою очередь, непреклонно поддерживает авторитет и значимость отца в семье. Казалось бы, как всё просто, но, видимо, не в каждом доме сегодня осведомлены об этой вечной нестареющей «хитрости» и её буквально волшебном и целебном влиянии на семейный климат.
Родители моей героини по роду основной деятельности оказались из различных социальных слоёв: мама – типичное дитя Советской власти 20-х годов, прошедшая ликбез, партийный и руководящий работник, неимоверно активный энтузиаст, до глубины души преданная делу, которому посвятила жизнь. Отец, как и тысячи других соплеменников, предпочитал по известным причинам более неброский и независимый от власти род деятельности, дорожил «свежей копейкой», которую ему ежедневно гарантировал труд парикмахера в скромном «доконе» (место работы в виде небольшого помещения, на правах некой получастной собственности), со стабильной клиентурой и возможностью уделять больше времени семье. Это различие в социальном статусе никак не препятствовало завидной многолетней духовной близости между родителями, оказавшей, судя по фактам, впоследствии доброе влияние на отношение детей к семейным ценностям, в частности, моей героини.
Намеренно подчёркиваю это обстоятельство, ибо ныне в американской бухарской общине вопрос социального статуса претендентов на руку и сердце не столь маловажен, как в те далёкие памятные времена, когда общество пребывало в пьянящем ожидании возможного и долгожданного «равенства» и «справедливости». Чем это в очередной раз закончилось хорошо известно. Тем не менее Зоя, будучи малышкой, испытала на себе одну из экспериментальных особенностей того горячего послевоенного времени: шестидневное пребывание в круглосуточном детском садике, что с позиций нынешнего дня не всегда понятно.
Этими и многими другими обстоятельствами, в частности, можно объяснить причины того факта, что сегодня образовался значительный круг наших молодых людей в возрасте от 25 до 40 лет, а порой и старше, которые годами не решаются идти под хупу. Причём, имея более чем высокие достоинства и по форме, и по содержанию, самодостаточные, зачастую с привлекательными внешними восточными данными, порой из известных и достойных семей, но никак не решающиеся положить конец затянувшемуся, условно выражаясь, «обету безбрачия». Тема, которой мы более подробно коснёмся несколько позже.
(Окончание следует)
ВЕЛИЯМ КАНДИНОВ
ДОКТОР ЗОЯ МАКСУМОВА: ФИЛОСОФИЯ УСПЕШНОСТИ
Typography
- Smaller Small Medium Big Bigger
- Default Helvetica Segoe Georgia Times
- Reading Mode

