Главный раббай Центра «Бет Гавриэль» И.Шимонов: «Поминки должны запомниться не обилием застолья, а прозвучавшими на них мыслями»

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Недавно из уст одного видного в Америке религиозного и общественного деятеля прозвучало, что ежедневно в Нью-Йорке в среде бухарских евреев проходит несколько десятков поминок. Если даже не касаться конкретных цифр, можно без всякого преувеличения подчеркнуть, что поминки, действительно, стали одним из самых распространённых и высоко ценнимых общественных явлений среди бухарских евреев Америки.

В чём причина этой увлечённости, какие мотивы побуждают людей ежедневно, подчас после напряжённого рабочего дня, заполнять десятки глатт-кошерных ресторанов, синагоги, еврейские центры для участия в поминках? С этого нетривиального вопроса началась наша очередная беседа с раббаем Имануэлом Шимоновым.

И.Ш.: – Желательно изначально заметить, что речь должна идти не об «юшво», как в народе принято обычно нарекать «поминки», а об «иешива», что дословно означает «сидеть и изучать Тору». Знать об этом необходимо, ибо поминки, согласно еврейскому обычаю, должны иметь строго содержательную направленность.

Глубокое почтение к памяти родных и близких представляет собой один из основополагающих моментов еврейской традиции. Вместе с тем, характер проявления этого почтения у различных еврейских этносов выражается в индивидуальной форме, касающейся как количественной так и качественной сторон.

Так, например, на сегодняшний день в бухарско-еврейской общине США принято поминки устраивать в день похорон усопшего, затем, согласно еврейскому календарю, спустя неделю, месяц, а впоследствии – каждую годовщину. Ныне не редкость, когда поминки устраивают в память об ушедших родных и близких ежегодно, в течение многих десятилетий, тем более в Америке, с участием большого количества людей за щедро сервированными столами.

В.К.: – Что Вы подразумеваете под «строго содержательной направленностью» поминок?

И.Ш.: – Главная цель поминок – это Лимуд Тора, т.е. изучение Святого Писания. Когда собираются родственники, все те, кто знали покойного, то это становится, с одной стороны, поводом для дополнительного изучения Торы, что, с другой стороны, свидетельствует о глубоком почтении к его светлой памяти. Тем самым, проявляется кавод – уважение к нишамо покойного, к его духу, к тем благородным деяниям и наследию, которое он оставил на земле.

Стало быть, поминки несут в себе огромный эмоционально-психологический и воспитательный заряд, как бы способствуя, даже спустя годы, воспроизводству и сохранению в памяти людей всего того лучшего, светлого, вечного, что было связано с именем родного любимого человека.

Почему большинство семей с особым душевным усердием заблаговременно готовятся к поминкам: приглашаются раббаи, нередко даже ставятся небольшие кинофильмы, пишутся стихи, в прессе публикуются специальные памятные материалы? Особенно дети, внуки, правнуки, близкие и друзья покойного стремятся в этот день ещё раз рассказать приглашённым о его жизненном пути, благородных поступках и привлекательных чертах характера.

Делается это, как правило, не во имя прославления того или иного рода или семьи, не по принципу «шумо медонет, мо аз авлоти ки мешим», что подчас, к сожалению, также имеет место, а во имя воспитания, особенно молодого поколения. Укрепления в общественном мнении стереотипов, убеждённости в том, что лишь тот человек способен добиться успеха при жизни, авторитета среди окружающих, который соизмеряет свои повседневные поступки, линию конкретного поведения с требованиями Торы. Лишь в подобном случае, уйдя в мир иной, этот человек может стать символом, примером для подражания людьми, в первую очередь родными и близкими, внуками и правнуками.

Почему на наших поминках практически никогда не говорят о богатстве, оставленном покойником, о счетах в банках, недвижимости, а, прежде всего, стремятся подчеркнуть его благие дела, мицву, честность и порядочность, достоинства детей, способствуя тем самым распространению этих стереотипов среди молодых людей. Именно в силу этих причин поминки в бухарско-еврейской общине трансформировались ныне в один из важнейших элементов культурной и религиозной жизни, стали подчёркнуто неотъемлемой частью национального быта.

Американские реалии, таящие в себе немало негативных моментов, неуклонно побуждают людей максимально использовать воспитательный потенциал поминок в целях сохранения национально-религиозных традиций бухарских евреев как условия будущего нашего этноса. Ведь не случайно наши мудрецы считают, что прошлое, хранящееся в памяти, есть не только часть настоящего, но и будущего.

В.К.: – Насколько можно предположить, Вы нарисовали идеальную модель поминок. Всегда ли она находит соответствующее отражение в реальной жизни?

И.Ш.: – К сожалению, далеко не всегда. Например, если поминки проводятся в субботний день, то необходимо учесть, могут ли все приглашённые добраться до места события, не пользуясь транспортом, что в противном случае является прямым нарушением еврейской традиции.

Или, накрыты шикарные дорогостоящие столы на 200-300 человек в прекрасном ресторане в память об известном человеке, а Дивре Тора отсутствует, в зале шум, люди заняты посторонними разговорами, выступающие произносят длинные никому не нужные речи, соревнуясь между собой в «красноречии» и забыв фактически по какому поводу пришли. Не лучше ли отдать затраченные немалые средства нуждающимся, в иешивы, чтобы в положенный день была прочитана соответствующая молитва, что для нишама усопшего оказалось бы несравнимо более полезным.

Потому устроителям поминок необходимо иметь в виду, что речь должна идти не об очередном мероприятии за обильным столом, а строго целенаправленном событии. Поминки должны запомниться, прежде всего, не обилием застолья, а прозвучавшими на них мыслях. Для этого необходимо заведомо проконсультироваться у компетентного раббая о порядке, месте проведения мероприятия, выступающих и т.д.

В.К.: – Нередко поминки используются в качестве места, где помимо основного направления обсуждаются те или иные общественные проблемы, даже собираются деньги на различные проекты. Не противоречит ли это нормам еврейских традиций?

И.Ш.: – Каждая конкретная тема должна иметь своё место и время для дискуссии. Одно дело если речь идёт о вопросах, которые являются как бы живыми примерами, комментирующими вечность Святого Писания, подчёркивающими незаурядность личности усопшего, и совершенно другое дело, когда поминки хотят использовать в качестве арены для выяснения отношений, семейных неурядиц, что совершенно недопустимо.

Правильно, согласно еврейским законам организованные поминки – это, прежде всего, великий урок семьи, урок мудрости, где каждый присутствующий получает возможность не только задуматься над смыслом прожитых лет, но и попытаться определить линию своего поведения на будущее.

Нередко наблюдая за людьми после завершения подобных поминок, видишь задумчивые, одухотворённые лица, полные новых впечатлений, озадаченные раннее неведомыми представлениями о сути человеческого бытия. Именно в этом заключается главная цель и смысл наших поминок – иешивы, к идеалу которых должна стремится каждая семья, чтящая память дорогих и близких сердцу людей.

Иными словами, наши национальные поминки – сродни высокому искусству, если они вдумчиво организованы и проводятся, прежде всего, с тем, чтобы оставить глубокий воспитательный и поучительный след в сердцах присутствующих, чтобы они запомнились людям не обилием накрытых столов, а выступлениями, не оставившими никого равнодушными. Скажу сразу: эта задача не из лёгких, её решение требует серьёзных усилий организаторов. Память дорогого человека того стоит.

В.К.: – Искренняя благодарность Вам, глубокоуважаемый раббай, за высказанные соображения, которые, вне всякого сомнения, окажут благотворное воздействие на одну из важных сторон жизни нашей общины.

В.Кандинов