ОТЧЕГО МЫ СТОЛЬ УПОРНО ТЯНЕМСЯ К СВОИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ!?

Russian Section
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Интервью члена Совета директоров центра "Бет Гавриэль" – Абрама Меирова

Иной раз слышны скептические возгласы: до каких пор мы будем, живя в Америке, столь настойчиво возвращаться к тому, что было когда-то там, в далёкой Средней Азии? Кому нужны здесь, в совершенно иной социальной и культурной среде, такие "пережитки" прошлого как, к примеру, "канд хури", "ширини хури", "пойтахт" и т.д. Не тянут ли нас эти национальные традиции назад, в прошлое, не затрудняют ли они процесс нашей культурной и социальной адаптации в новой стране?

С этим вопросом мы обратилась к члену Совета Директоров Центра "Бет Гавриэль", габбаю-раши одноименной синагоги – Абраму Меирову.

А.М.: -Действительно, в Америке с течением времени наблюдается всё больший интерес среди наших соплеменников к соблюдению многовековых национальных традиций и обычаев, включая, в частности, те, которые Вами упомянуты. Народ наш мудрый и весьма практичный, и если мы сегодня наблюдаем подобного рода тенденцию, то, поверьте мне, есть основания утверждать, что в данном стремлении кроется серьёзный резон и убеждённость в её целесообразности.

В.К.: – Чем Вы это объясняете?

А.М.: – Прежде, чем я попытаюсь высказать свою точку зрения, разрешите спросить: "Вы согласитесь со мной, что традиционно браки, заключаемые при посредстве родителей, оказываются более прочными и надёжными?"

В.К.: – Я не только полностью с Вами солидарен, но и для подтверждения этой точки зрения воспользуюсь материалами интервью с известной американской писательницей Ривой Сет, опубликованными недавно в авторитетной газете "Times". Там, в частности, сказано: "…сходное социальное положение и общие ценности – а это и есть фундамент азиатской традиции брака по расчёту или договорённости между родителями – более благоприятны для прочных отношений, чем случайные встречи, столь соблазнительно рекламируемые Голливудом и культурой, которая цепляется за концепцию романтической любви".

А.М.: – Наш этнос испокон веков тянется к общинному образу жизни, способствующему взаимоподдержке, что значительно облегчает, в частности, адаптацию людей в условиях эмиграции. Велика здесь роль общественного мнения, всегда способствующего укреплению семьи, созданию прочного и надёжного дома, формированию добропорядочности и приличия в отношениях между людьми. И в Америке в силу данных причин община оказалась фундаментом организации социальной жизни нашего этноса.

В.К.: – Каким образом и почему это столь активно переплетается с национальными традициями бухарских евреев?

А.М.: – Возьмите, к примеру, обычай "канд хури", что дословно означает "покушать сахар". Молодые люди, симпатизирующие друг другу, намеревающиеся в случае возникновения серьёзных отношений объединить свои судьбы, доводят это желание до сведения родителей. И если не возникает с обеих сторон никаких сомнений, то в назначенный день и час родители молодого человека и несколько ближайших родственников по договорённости посещают дом девушки, где впервые официально уведомляют друг друга о своём одобрительном отношении к решению детей.

Сахар, либо конфеты являются как бы символом будущей сладкой жизни молодых, предвестником возникновения надёжной семьи. Этот обычай несёт в себе огромный смысл. Отныне не только ближайшие родственники, но и община становится свидетелем зарождения новой семьи, она как бы берёт на себя часть ответственности за будущее благополучие молодых людей.

С этого момента они вступают в новый статус жениха и невесты, имеют основание с ведома родителей появляться вместе в общественных местах, как бы заявляя публично о своих отношениях ("ино канд хордан"). Период после "канд хури" – это время, когда молодые люди, общаясь, имеют возможность более глубоко познакомиться друг с другом, с семьями, убедиться, в том, что между ними возникло серьёзное чувство, что не ошибаются в своём выборе и имеют все основания для создания прочного союза.

Следующим шагом на данном пути является "ширини хури" – дословно "сладкое застолье", когда уже при достаточно более широком стечении гостей сторона невесты организует, чаще в ресторанах, соответствующее мероприятие, являющееся предвестником скорой свадьбы. А там не за горами хупа, свадебный вечер одно из наиболее значимых событий в жизни каждой семьи, молодых людей, вступающих на новую стезю, их родителей.

В первую же, чаще послесвадебную субботу, сторона невесты организует приём исключительно для женщин – "пой- тахт". Песнями, танцами, весёлым застольем, как бы ещё раз подчёркивается вся важность момента рождения новой счастливой семьи, отдается дань глубокого почтения женщине, как хранительнице еврейского очага.

В.К.: – Имеют ли место факты, когда отношения между молодыми людьми прерываются после "канд хури", "ширини хури" и не доходят до свадьбы?

А.М.: – Всякое случается. Ничто не может служить гарантией прочных отношений, если в душе у человека нет твёрдой убеждённости в святости семьи и глубокой привязанности к своему избраннику. Мы тянемся с настойчивым упорством в Америке к своим традициям в силу того, что стремимся при их помощи противостоять упадку семейных ценностей, охватившему западное общество, сохранить всё то лучшее, что веками свойственно нашему этносу.

В.К.: – Действительно, ситуация не из простых. В США каждый второй брак повторный. Более четверти рождённых детей воспитываются в неполных семьях. К тому же темпы ассимиляции среди американских евреев давно перешагнули пятидесяти процентный порог. Стало быть, мы тянемся к своим традициям с твёрдым намерением ещё раз при их содействии подчеркнуть, насколько важна и ничем не заменима в жизни, в буднях человека прочная семья, надёжный дом, где можно с достоинством встретить и радостные дни, и укрыться от невзгод.

Выражая Вам сердечную благодарность, дорогой Абрам, за содержательную беседу, тем более Вы по роду своей профессиональной деятельности имеете прямое отношение к организации и проведению подобных традиционных мероприятий, хочется пожелать одного: пусть они и впредь служат тому доброму делу, которое им отведено в нашей многовековой историей.

 В.Кандинов, из книги
«Цена еврейского счастья?!»